ПОМОРСКИЙ КОЛОВОРОТ: СВЕТ И ТЕНИ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ
Наивысшее ежегодное «стояние» Солнца поморы называют древним словом «высокОл». Согласно представлениям наших предков, Солнце и Луна, и все ночные звезды круглый год вращаются «пОсолонь» (т.е. «по солнцу») вокруг земной оси, как бы привязанные к ней невидимой «привязью» - кодОлой.
Земная ось у разных народов мира, в том числе и у поморов, ассоциировалась с абстрактным огромным деревом (его архаичная символика наиболее образно отражена в образе мезенской прялки), или воткнутого в Землю гигантского Кола, к которому привязан «бегущий» по кругу Конь.
КОЛ И КОНЬ
Посетивший Московию в XVI веке западноевропейский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн писал в своих знаменитых «Записках о Московии» о том, что народы нашей страны в средние века называли проходящую через Полярную звезду невидимую земную ось «Железным колом» (ferreus clavus, eisner Nagl). 1
Упоминаемое в толковом словаре В.И. Даля древнерусское «Созвездие Коня», имеет непосредственное отношение к указанным древним представлениям. 2
У финноугорских народов оно также именовалось «Созвездием Лося». А в общеевропейской традиции это скопление звёзд называется «Созвездием Большой Медведицы». 3
В своем толковом словаре В.И. Даль указывает: «Большая и малая медведица, два северные созвездия: первое также воз, конь на приколе, лось: в него входит полярная звезда». 4
По высоколу наши предки узнавали время наступления полдня, а по созвездию Большой Медведицы определяли время полночи. Как указано в словаре Даля: "коромысел докачался: на юге воз, на вост. конь на приколе, на севере Лось». 5
В результате бега Коня вокруг Кола (на приколе), указанная привязь-кодола постепенно как бы наматывается на земную ось, подобно пряже на веретено, а её длина с каждым оборотом уменьшается.
Одновременно, вплоть до Дня летнего солнцестояния, сокращается длительность ночи.
Так как длина привязи с каждым оборотом уменьшается, Конь бежит вокруг Кола не по кругу, а по спирали. Полгода эта спираль закручивается, а полгода – раскручивается.
Эти представления отражены в формах ритуального поморского печения, изготовленного в виде свернутых спиралью жгутов теста - козуль, выпекавшихся в поворотные дни года.
Точками «перезагрузки», или поворотными моментами в году являются дни равноденствия (весеннего и осеннего) и дни солнцестояния – летнего и зимнего (летний и зимний коловороты).
Отсюда возникает ассоциативная связь образа Коня с мезенской прялкой, символизирующей «мировое дерево». Термин коловорот близок к польскому слову kołowrotek, словенскому и сербохорватскому kolovrat, обозначающих, в частности, также прялку. 6
ТРИ СОЛНЦА ДНЯ И ГОДА
Судя по всему, деревянный конь (или лось-хирвас) на вырезанном из комлевой кокоры охлупне крыши поморского дома, как и мезенская прялка, тоже имеет отношение к небесному «Коню на приколе» и «созвездию Лося».
Не случайно «причелины» и центральное деревянное «полотЕнце» под изображением охлупневого коня или рогатого лося-хирваса несут на себе отчётливо выраженные солярные знаки.
На концах деревянных причелин и полотенец почти всегда имеются три основных знака, в которых легко угадываются образы солнца: восходящего, утреннего («всхожий» конец левой причелины), полуденного («высокол», нижний конец «полотенца»), и заходящего, вечернего («схожий» конец правой причелины).
Кроме того, эти же три знака можно трактовать как весенний (левая причелина) и осенний (правая причелина) дни равноденствия и расположенный вверху день летнего солнцестояния.
Этим же можно объяснить присутствие на некоторых причелинах и деревянных полотенцах сдвоенных солярных знаков, один из которых отражает высшее стояние солнца в полдень, а второй – «высокОл» (наивысшее стояние солнца в году).
Резьба причелин в виде зубчатых выступов в древности, скорее всего, не была простым украшением и, возможно, несла на себе символы календаря - месяцев или недель года (а более мелкие символы на подзорах причелин – праздничные или значимые для хозяев дома дни).
Для сравнения, на всех старинных поморских деревянных календарях особо выделены четыре главных ежегодных «поворотных» события – два дня равноденствия (весеннее и осеннее) и два дня солнцестояния (зимнее и летнее).
ЛОДОЧНЫЙ ВОРОТ
Упомянутый выше образ закручивающейся вокруг кола привязи очень напоминает не только веретено поморской прялки, но и вертикально стоящий поморский лодочный ворот.
На этот ворот, при помощи просунутого в верёвочную петлю рычага-аншпуга, по спирали наматывается канат «кодОла», для вытягивания судов «на гору» (по-поморски гора – синоним слова берег). 7
До сих пор традиционные поморские вороты-тЯги можно увидеть в старинных селениях по берегам поморских озёр и рек. В прошлом эти «тяги» широко использовались жителями Северной Двины, Мезени, Печоры, Онеги. Немало их на Летнем и Зимнем берегах Белого моря и по Кольскому полуострову. (см. фото)
Выражение «оприкОлить кАрбас» у поморов означает, «пришвартовать, притянуть его канатом-кодолой к вороту (к колу). 8
Кстати, поморское название морского каната «кодОла», при помощи которого (посредством лодочного ворота) поморы вытягивают суда на берег, помимо всего, имеет очевидную связь с образом конской привязи и Коня.
Например, в толковом словаре В.И.Даля прямо указано поморское значение слова: «КОДОЛИТЬ КОНЯ, архангельское - приколить, пустить на возже, на прикол». 9
При этом, термин кодОла, означающий, в переводе с поморской говори, лодочный швартовый и якорный канат, этимологически близок к древним терминам, обозначающим переплетение змей. 10
Все перечисленные ассоциации очень важны для распознавания традиционных представлений поморов, в которых закрученная спираль, как и тень, часто объединены со змееподобными образами.
ОБРАЗ СОЛНЕЧНОЙ ТЕНИ
«ПрИтинье» - ещё одно, наряду со словом «высокОл, поморское слово, обозначающее максимально близкое к зениту положение солнца в небе. 11
Оно интересно тем, что в нем отражена этимология слова тень (в архангельских и мурманских наречиях - тiнь) - это нечто тянущееся вслед за предметом, притянутое, как бы привязанное к своему объекту.
Когда солнце стоит низко (утром и вечером) – тень от предметов длинная, а в полдень – короткая. Аналогично этому, зимой тени всегда длинные, и сливаются с темнотой долгих зимних ночей.
Тень (тiнь), практически во всех известных нам древних представлениях, выступает как проявление Ночи, Зимы, Смерти. Но, одновременно (!) - как символ необходимой для миропорядка силы всемирного тяготения, притяжения, «прИтязи».
Эта сила Тени в мифах разных народов мира выступает в образах тяги, привязи, упряжи, поводьев, а также - в виде змееподобного существа – воплощения упомянутого миропорядка – в виде огромного Змея-Года (G(ao)d), управляющего течением времени.
Змей, в котором можно также угадать грозный образ былинного Змея Горыныча и аналогичный ему древнеиндийский образ «Змея, облегшего гору Вритру» (и других «великих змеев» из мировой мифологии) как бы удерживает собою небесного Коня на привязи (при Коле).
Аналогичен им и другой «обернувшийся вокруг оси мира» древнескандинавский «Змей Мидгарда» Ёрмунганд. 12
Таким образом, "мировой Змей" выглядит как притянутая к "мировому Дереву" привязь, поводья, упряги, которые, в частности, управляют «Конём на приколе».
Змеевидная привязь (Тень) не даёт ему сорваться и умчаться прочь с предназначенных свыше небесных «окОлов». 13
В День летнего солнцестояния наблюдается наивысшее положение солнца в небе, когда тень от любого предмета на земле уменьшается до своего ежегодного минимума, как бы «притянута» к нему (вероятно, отсюда - притiнье).
В представлениях древних индоевропейцев, включая протославян, в это время небесная «конская привязь» (конский повод, узда, упряг, канат, который, одновременно у многих индоевропейских народов ассоциировался с образом змеи) до предела накручивается вокруг земной оси (Кола), а солнце поднимается на свою максимальную ежегодную высоту (на высокОл).
ГЛАВНОЕ СОЛНЦЕ ЛЕТА
Именно этот короткий миг называется летним Солнцеворотом или Коловоротом. В последнем термине присутствует основа Кол(о), означающее одновременно и кол, и круг) и вОрот – вращающийся стержень, на который как бы наматывается «конская привязь».
Достигнув наивысшей точки на небе в День летнего солнцестояния, удерживающая солнце привязь (тень), согласно логике, должна до предела накрутиться на ворот земной оси. Тень (Змей-Год) больше не может укорачиваться. Значит, настало время ему удлиняться.
В День летнего солнцестояния мифическая «конская привязь полностью «намотана» на стержень Кола. Поэтому, бежать «посолонь» дальше по кругу Конь уже не может из-за закрученной до предела привязи.
По логике, для того, чтобы начать разматывать «привязь» Конь должен развернуться и начать движение в обратном направлении.
Но для этого пришлось бы нарушить миропорядок, так как «Конь на приколе» обязан двигаться только пОсолонь, т.е. по часовой стрелке – слева направо.
В День летнего солнцестояния он может остановиться навсегда, либо начать обратный бег. Но в обоих случаях время остановится и потечёт вспять - наступит хаос и гибель Мира.
Однако, вопреки этому, в солнцеворотные дни ежегодно происходит то, что в древних представлениях, наверняка, считалось величайшим событием года, благодаря которому время продолжает свой бег по часовой стрелке, а мир не погибает.
Таким образом, благодаря летнему и зимнему коловоротам Время ни на миг не останавливает свой бег вокруг железного Кола, а «Конь на приколе» никогда не бежит вспять…
КОГДА ВРАЩАЕТСЯ ВОРОТ...
В День летнего солнцестояния Кол, к которому привязан Конь, ежегодно переворачивается. Основание его оказывается вверху, а вершина – внизу.
Термин Коловорот, таким образом, означает не только название абстрактного ворота (кола, образа земной оси), но и совершаемое действие - то, что с ним происходит (его полный переворот).
Только благодаря переворачиванию «железного Кола» мифический «Конь на приколе» может продолжать свой бег.
Теперь этот бег будет продолжаться вплоть до декабря, когда змеевидные тени на Севере Поморья превратятся в сплошную полярную ночь…
И тогда, в День зимнего солнцестояния произойдёт новый коловорот - зимний. После этого дни начнут снова прибывать, а тени будут становиться всё короче и короче. Вплоть до следующего Дня летнего солнцестояния...